Onshore facilities

Onshore facilities will be located in Zavalishina bay, which is located near Teriberka

Onshore part of Shtokman Phase 1, implemented by SDAG, shall include:

  • Onshore section of the trunkline;
  • Gas treatment unit (GTU);
  • Plant for liquefaction of natural gas (LNG);
  • GTU and LNG support infrastructure.

The gas together with gas condensate will arrive from the offshore via double trunkline. The landfalls will be located on the northern shore of the Kola Peninsula in Opasova bay.

The onshore section of the trunkline between the landfall and the slug-catcher at gas treatment unit (GTU) will be buried underground and will be 10km long. Downstream slug-catcher the flow will be separated into two portions: half of the gas will go to GTU, the other to LNG plant for further processing and liquefaction.

The main purpose of the gas treatment unit (GTU) is to separate gas from condensate and treat it for transportation via main pipeline. GTU will be located at some distance away from Zavalishina bay. For the first time in Russia a high-capacity tubular slug-catcher will be used to separate gas from gas condensate. Unit capacity will be 35 mln m³/day.

The treated gas from GTU will be pumped into Murmansk — Volokhov main pipeline, which is a part of the Unified Gas Supply System (UGSS). The recovered condensate will be stabilized, sent to Korabelnaya bay for storage and further shipping.

The plant for liquefaction of natural gas (LNG) includes the following major units:

  • acid gas removal unit;
  • dehydration;
  • demercurization;
  • natural gas liquids recovery;
  • multi-stage natural gas liquefaction;
  • nitrogen removal.

For liquefaction process at −160°С the APCI C3MR technology is used, which has a proven track record in LNG applications worldwide, based on sequential gas compression and cooling using propane and then mixed refrigerant in specific cryogenic heat exchanger. The Shtokman project is the second project in the world using the electrically driven compressors in LNG process. Total capacity of the LNG train will be 7.5 mln tons per annum, thus making the plant one of the largest in the world. After liquefaction, LNG is fed through special cryogenic pipelines for storage and further offloaded onto LNG tankers.

The LNG storage and offloading area includes special full containment tanks, LNG export terminal, boil-off gas recirculation and compression system. Later on, it is planned to expand the tank farm, jetties, and transshipment points as part of Shtokman Phases 2 and 3 developments.

Phase 1 facilities will require about 600 MW of electric power. That equals to the demand in power supply of a city with 1 million inhabitants. The base case is in-house generation of electric and thermal power using high-capacity gas turbines running on off-spec gas inevitably produced during LNG process. Hook-up to external power supply is under consideration as well.

The operations support area will be outside GTU and LNG plant facilities. It will consist of offices, workshops, warehouses, laboratory, fire station, and other facilities required for operation of the whole process complex.

For the operation stage of the project the operation camp will be accommodate up to 1000 people.

Береговые объекты

Береговые объекты будут располагаться в долине Завалишина, которая находится неподалеку от поселка Териберка

Береговая часть Фазы 1 Штокмановского проекта, реализуемого компанией ШДАГ состоит из:

  • Береговой части морского магистрального трубопровода;
  • Установки комплексной подготовки газа (УКПГ);
  • Завода по сжижению природного газа (СПГ);
  • Объекты инфраструктурного обеспечения УКПГ и СПГ.

Газ, вместе с газовым конденсатом поступает с морского добычного комплекса по двум трубопроводам. Места выхода трубопроводов на берег будут расположены на северном берегу Кольского полуострова в губе Опасова.

Береговая часть морского трубопровода от его выхода на берег до пробкоуловителя на установке комплексной подготовки газа (УКПГ) будет проложена под землёй и иметь протяжённость 10 км. После пробкоуловителя поток разделится на две части: половина газа пойдет на УКПГ, а другая — на завод СПГ для дальнейшей переработки и сжижения.

Основное назначение установки комплексной подготовки газа (УКПГ) — отделение газа от конденсата и подготовка его к транспортировке по магистральному трубопроводу. УКПГ расположится в небольшом удалении от губы Завалишина. Впервые в России для разделения газа и газового конденсата будет использован высокопроизводительный пробкоуловитель трубного типа. Производительность установки — 35 млн м³/сут.

Подготовленный газ с УКПГ будет подаваться в магистральный трубопровод Мурманск — Волохов, входящий в единую систему газопроводов (ЕСГ) ОАО Газпром. Извлечённый конденсат, будет стабилизироваться, и отправляться на хранение и последующую отгрузку в бухту Корабельная.

В состав завода по производству сжиженного природного газа (CПГ) входят следующие основные установки:

  • очистка от кислых компонентов;
  • осушка;
  • тонкая очистка от ртути;
  • доизвлечение конденсата;
  • многоступенчатое сжижение природного газа;
  • удаление азота.

Для процесса сжижения, происходящего при температуре около −160°С, используется хорошо зарекомендовавшая себя в мире технология APCI C3MR, основанная на сжатии газа с его последующим охлаждением с помощью пропана и, далее, смешанного хладагента в специальном криогенном теплообменнике. Штокмановский проект — второй в мире, использующий компрессоры с электроприводом в процессе получения СПГ. Общая производительность двух линий сжижения составит 7,5 млн тонн СПГ в год, что делает завод одним из самых больших в мире. После сжижения, СПГ по специальным трубопроводам поступает на хранение и последующую отгрузку в танкеры СПГ.

В состав зоны хранения и отгрузки СПГ входят специальные резервуары двухоболочечного закрытого типа для хранения СПГ, отгрузочный терминал СПГ, система возврата и компримирования отпарного газа. В дальнейшем планируется расширение парка резервуаров, причальных сооружений и перегрузочных комплексов, которое будет производиться в рамках развития второй и третьей фаз освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Для работы объектов первой фазы будет необходимо около 600 МВт электроэнергии. Данную мощность можно соотнести с потребностями в энергопотреблении целого города с населённостью 1 млн человек. В качестве основного варианта планируется собственная генерация электро- и тепловой энергии посредством высокопроизводительных газовых турбин, работающих на технологическом нетоварном газе, неизбежно выделяющемся в процессе производства СПГ. Рассматривается также вариант подключения к внешним электросетям.

Зона технической поддержки будет располагаться за пределами сооружений УКПГ и завода СПГ. В неё войдут офисные помещения, ремонтные мастерские, склады, лаборатория, пожарное депо и другие здания, необходимые для эксплуатации всего технологического комплекса проекта.

Для размещения персонала на эксплуатационной стадии проекта будет построен вахтовый посёлок, способный вместить до 1000 человек.